Иеросхимонах о.Анатолий Саровский

   

Иеросхимонах о.Анатолий Саровский (в схиме Василий)

Умер в 8 часов вечера 5/18 августа 1920 года

Иеромонах Анатолий Саровский или история одной фотографии

Однажды ко мне в руки попался старинный снимок. Родственники немного прояснили, что это иеромонах Анатолий из Сарова. Но кто он такой? И почему его фотография была среди икон и старинных фотографий, которые хранились в семейных анналах?

Расспросы родственников привели к познанию семейной легенды. Оказалось, что где-то в 1907 г. (или раньше), когда мой прадед Василий Никандрович Малиновский, будучи тогда учителем (позже он стал диаконом, а после возведения в сан священника был репрессирован и погиб в заключении), решал со своей женой (моей прабабушкой – Малиновской (Образцовой) Анной Павловной) о продолжении своего рода, он направился в Саровскую пустынь и встретился там с саровским старцем Анатолием. Затворник в то время уже почти никого не принимал, но моего прадеда удостоил вниманием. Старец поведал, что родится у них первенец мальчик и будет он служить делу Господа и возвеличит его имя. И то ли он попросил назвать мальчика его именем, то ли молодые сделали это в благодарность, но родился 11 ноября по ст. стилю 1908 года в с.Учка Великоустюжского уезда Вологодской губернии мальчик и назвали его Анатолием.

Могли ли тогда тридцатилетний учитель со своей молодой женой представить истинность этого предсказания. Но мальчик вырос и стал служить делу Православной Церкви. Нам известен этот мальчик как отец Анатолий Малиновский, который около сорока лет служил в разных храмах Уржумского района (Байса, Рождественское), Советска, Халтурина (ныне Орлов), Нолинска. А фотографию монаха Анатолия пронес отец Анатолий Малиновский через все невзгоды, она охраняла его в самые тяжелые для него моменты, а он, будучи еще молодым (был псаломщиком), также был репрессирован и отбывал срок в лагерях.

Меня заинтересовала личность этого монаха. Но информации о нем не так много. Поделюсь тем, что мне удалось найти в просторах Интернета, хотя здесь есть много противоречивых данных.

«Иеросхимонах Василий, в миру Андрей Петрович Петров, в монашестве Анатолий – последний Саровский старец и пустынножитель. Родом из Симбирских мещан. В возрасте 70-ти лет в год прославления преподобного Серафима Саровского получил благословение на пустынножительство. Спустя некоторое время вернулся в монастырь и ушел в затвор. К нему шли люди со всей России. Он никого не видел, но принимал через келейника записочки с именами для поминания или с какими-нибудь просьбами или вопросами. Отвечая на вопросы, высылал напечатанный листок Саровского издания с выдержками из наставлений и поучений преподобного Серафима или рассказами из его жития, а также какую-нибудь икону. С приходом советской власти претерпевал обыски и издевательства» [2, 3].

«В годы после открытия мощей жил в Сарове, на одном из хуторов, затворник Анатолий, в схиме Василий. Пустынножительствовал строго, никого не принимал, и если давал ответы, то через своего келейника отца Исаакия, который скончался вскоре после разгона монастыря. Отец Анатолий был высокой духовной жизни и к тому же прозорливый. В пустыне его осаждал народ, мешал безмолствовать. И вот поехал отец Исаакий [прим. авт. – возможно это ошибка и речь идет об о.Анатолии] в Дивеево, к блаженной Прасковье Ивановне за советом. Но она от него заперлась в келье, не пускает. Помолился пустынножитель с келейницей ее матушкой Серафимою у Распятия, с тем и ушел. Да, видно, задержался в монастыре, на обратной дороге привелось свидеться с блаженной. Вышла Прасковья Ивановна на крыльцо и машет ему рукой: «Дедушка, дедушка!» Тот только махнул рукой, дескать, я все понял. И опять в свой затвор. Скончался пустынножитель в 1919 году [прим. авт. –  возможно дата неверная]. И что интересно, когда в монастыре беспризорники вскрывали его останки, а дело это было после 1927 года, то они оказались нетленными. Лежал, как только что похороненный. Беспризорники сунули ему в рот папиросу, перевернули лицом долу, и опять закрыли.» [4]

Он давал советы и мирянам и схимникам, благословлял на разные важные дела.

Так схимница Анатолия, в миру Зоя Викторовна Якубович, была «в затворе по благословению о. Анатолия (схимника Василия Саровского), но ей стала являться умершая сестра. Мать Анатолия напугалась, вышла из затвора и стала ходить в церковь» [5].

Были у послушницы Анастасии бесовские напасти. И они поехали с матушкой Анатолией [см. выше] в Саров к иеросхимонаху Василию. «Он был в затворе и никого не принимал, ответы передавал через келейника, но их принял лично. После посещения старца и беседы с ним страхования от бесов несколько уменьшились, хотя и не прекратились» [6].

Последний Саровский старец, затворник иеросхимонах Василий (скончался в 1919 г.) отвечал на вопросы приходящих к нему людей, передавая записки или печатные листки с поучениями Саровского старца. [7]

Видимо была одержима Серафима Владимировна Чуркина. Епископ Варнава всеми силами желал ей помочь. Он отправляет письмо в Саров монаху Анатолию Затворнику с просьбой молиться о больной. «Получил ваше письмо, – отвечал старец, – просили меня грешного помолиться о духовной дочери, она не верит в таинства, в бесов и во все святое и отреклась Господа Христа. Жив буду, помолюсь, буди вам по вере; и вы ей желаете спасения, покрепче молитесь за нее, да направит ее Господь Своими судьбами на истинный путь» [8, 9].

Разорение монастыря началось в 1918 году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.
В сентябре 1918 года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября 1920 года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима. [10]

Именно к этому времени и относится время смерти схимонаха Анатолия. В большинстве источников приводится год смерти 1919. Но это противоречит некоторым источникам. Так Анатолий Саровский писал в марте 1920 года письмо к преосвященному епископу Варнаве. «Какой вы талант от Бога имеете, его не зарывайте, трудитесь, сколько сил хватает, а когда потребуется и более, просите у Господа, просвещающего всякого человека, труждающегося, не жалея себя, для пользы ближнего. Аминь» [8, 9]. Мне удалось найти точную дату смерти затворника. В православном церковном календаре на 1987 год отца Анатолия Малиновского (где он указывал памятные даты) было указано, что умер в 8 часов вечера 5 августа 1920 года по ст.стилю.

 

УКАЗАНИЯ АНАТОЛИЯ САРОВСКОГО

Указания пути ко спасению

Не тужи, только веруй и молись преподобному Серафиму Саровскому и все у тебя в жизни будет хорошо. Без скорби не проживешь, но ты себя укрепляй в вере и укрепишься. С хорошими людьми поведись, держись церкви, посещай ее. К таинствам будешь ходить, так и жизнь пройдет.

Милостыня

Твори людям добро во славу Божию, не забывай милостыню давать. И все у тебя ясно и хорошо будет.

Труд

Какой вы талант от Бога имеете, его не зарывайте, трудитесь, сколько сил хватает, а когда потребуется и более. Просите у Господа просвещающего всякого человека, труждающегося, не жалея себя, для пользы ближнему.

 

Литература:

  1. Остров Василиев. Клуб-музей. [электронный ресурс: konbrio.ru/PAPKI/duxov-centr/sviazennomucheniki/vas2.html]
  2. Саровский Цветник. Наставления старцев Саровской пустыни. Дорожный размер. Закладка – Изд-во: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2011 – 480 с. (Глава 13. Иеросхим. Василий)
  3. Саровский цветник. Наставления старцев Саровской пустыни / Читает А. Багдасаров. – Изд-во: Православное братство во имя Всемилостивого Спаса. – [аудиокнига] (Глава 13. Иеросхим. Василий)
  4. Серафимо-Дивеевские предания. Гл. Из Саровской жизни [электронный ресурс: serafimov.narod.ru/bibl/prsf/prsf7_.html, 4udel.nne.ru/library/books/942/958]
  5. Блаженные старицы Дивеевского монастыря.
    Часть 2. Из воспоминаний о Серафимо-Дивеевской старице Наталии
    [электронный ресурс: diveevo.ru/118, diveevo.ru/2/0/1/237/, serafim-library.narod.ru/LetopisSerafima/letopis-blag-staricy-2.html]
  6. Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 1. – Тверь: Булат, 1992 – 237 с. / Схимонахиня Анатолия [электронный ресурс: pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Novomucheniki/shimonahinya_Anatoliay.html]
  7. ПРЕПОДОБНЫЕ СТАРЦЫ САРОВСКИЕ - САРОВСКИЙ ЦВЕТНИК. НАСТАВЛЕНИЯ СТАРЦЕВ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ [электронный ресурс: mp3slovo.com/detailed_14752.html; rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3741949]
  8. Проценко П. Г. Биография епископа Варнавы (Беляева) : В небесный Иерусалим: История одного побега. – Н. Новгород: Изд-во Братства во имя Св. Князя Александра Невского, 1999. – 738 с. [электронный ресурс: sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=8405#ref307707_2]
  9. Письмо монаха Анатолия (в схиме Василия) Саровского от 20.04. (ст. ст.) 1920
  10. История Саровской Пустыни – [электронный ресурс: bfss.ru/documents/history]
 
к родословной